Знания, компетенции, навыки и опыт людей являются важнейшими ресурсами любой экономики. Развитие человеческого капитала увеличивает производительность труда и стимулирует экономический рост страны. Наличие квалифицированных специалистов, отвечающих необходимым требованиям, позволяет экономике функционировать с максимальной эффективностью. Университеты, академии наук, научно-исследовательские институты, образовательные учреждения и акселераторы стран БРИКС – все это ключевые игроки, которые участвуют в создании инноваций и способствуют прогрессу за счет развития человеческого капитала.
Семь из десяти государств БРИКС входят в топ-50 глобальных рейтингов по количеству научных работ, включенных в базу данных Scopus, а также по объемам цитирований. В странах БРИКС в общей сложности насчитывается более 11 300 университетов, что создает большой потенциал для развития программ академического обмена, создания программ двойных дипломов, разработки онлайн-курсов, реализации научных проектов и мероприятий, проведения совместных исследований. Все это необходимо для подготовки профессионалов, обладающих международным опытом и достаточным уровнем компетенций для обеспечения прогресса и экономического роста.
При этом в сфере развития человеческого потенциала все еще есть возможности для расширения сотрудничества и внедрения свежих идей. Географическая удаленность, разный уровень качества образования и научных исследований, отсутствие общих стандартов и другие факторы являются препятствиями на пути создания единого интеллектуального пространства внутри БРИКС. Сетевой университет БРИКС – это грандиозный проект, который нуждается в практической реализации путем создания программ с выдачей нескольких дипломов. Особого внимания требует вопрос взаимного признания документов об образовании в рамках БРИКС. При этом существует множество научных областей, в которых страны БРИКС могли бы эффективно дополнять друг друга.
Вопросы для обсуждения:- Какие вызовы могут помешать БРИКС стать глобальной колыбелью талантов и двигателем научного прогресса?
- Какие механизмы можно внедрить для облегчения научного и образовательного сотрудничества внутри БРИКС?
- Должны ли страны БРИКС продвигать свои собственные образовательные стандарты?
- Каким образом БРИКС может обеспечить полное и равноправное участие всех представителей в международной научно-исследовательской деятельности и образовательных проектах?
- Какие научные направления являются наиболее перспективными для стран БРИКС?
Модератор: Марина БОРОВСКАЯ (Россия), член-корреспондент РАО, профессор, президент Южного федерального университета
Спикеры:- Евгений ТЕРЕНТЬЕВ (Россия), директор Института образования НИУ ВШЭ
- Бейене ПЕТРОС (Эфиопия), генеральный директор Института политических исследований
- Адити АВАСТИ (Индия), генеральный директор Embibe
- МА Фанфанг (Китай), заместитель декана факультета международных отношений Пекинского университета языка и культуры
- Криш ЧЕТТИ (ЮАР), старший научный сотрудник Исследовательского совета по гуманитарным наукам (HSRC)
- Харольдо РАМАНЗИНИ ДЖУНИОР (Бразилия), профессор международных отношений Университета Бразилиа